Приемы индивидуальной психокоррекцииМатериалы по медицине / Индивидуальная и групповая психокоррекция / Индивидуальная психокоррекция / Приемы индивидуальной психокоррекцииСтраница 1
Убеждая человека, психолог пользуется следующими приемами:
1. Выясняет собственное отношение клиента к беспокоящим его психологическим и поведенческим проблемам, устанавливает причины, в силу которых он придерживается той или иной позиции.
Прежде чем пытаться в чем-то убедить клиента, необходимо выяснить его точку зрения на проблему. Зная заранее точку зрения клиента, легче подобрать персонально для него убедительные аргументы, факты и нужную логику доказательства.
2. Работает с клиентом, исходя из того, что в понимании своей проблемы он по-своему прав. Обсуждает с клиентом разные точки зрения на данную проблему.
Этот прием заключается в том, что психолог, заранее не отвергая и не отрицая возможную правоту клиента, не пытаясь сразу и полностью его переубедить, даже если клиент на самом деле не прав, приглашает его выслушать и взвесить разные точки зрения, понять их. Клиент, доверяющий психологу, как правило, на это соглашается и выражает готовность признать правоту психолога.
3. Предлагает клиенту самостоятельно принять решение о том, каким рекомендациям психолога следовать и каким не следовать. Прежде чем предоставить клиенту такую возможность, надо договориться с ним о том, что он и психолог находятся друг с другом в равнопартнерских отношениях и имеют право не только ставить друг перед другом вопросы, но и делать вполне самостоятельные выводы, принимать независимые решения.
4. Установка на убеждение клиента. Психолог делит проблему, обсуждаемую с клиентом, на ряд частных вопросов и последовательно добивается согласия клиента с теми ответами на эти вопросы, которые хочет получить сам психолог. Разговор с клиентом в этом случае целесообразно строить так, чтобы сначала клиент отвечал и выражал согласие с ответами психолога на частные вопросы, а затем постепенно переходил к более сложным принципиальным вопросам.
5. Убеждают клиента тогда, когда он находится в нормальном, спокойном состоянии. Убеждение малоэффективно, если клиент эмоционально возбужден, особенно когда он во власти сильных отрицательных аффектов. Человек в таком психологическом состоянии обычно плохо соображает и некритичен к себе. Как только психолог замечает, что клиент вышел из нормального эмоционального состояния, надо сменить тему разговора или изменить тактику поведения.
Внушение предполагает использование следующих основных приемов:
1. Приведение человека в комфортное психологическое и физическое состояние. Если человек слишком возбужден, чувствует себя неловко, если ему неудобно, то он; как правило, внушению не поддается. Клиент должен быть психологически подготовлен к внушению.
2. Отвлечение внимания клиента от посторонних раздражителей и переключение его на психолога. Полностью готовый к внушению клиент должен хорошо воспринимать психолога, видеть его лицо, руки, слышать его голос и не откликаться на случайные, посторонние раздражители. Для этого внушение необходимо вести в специальном помещении и в таких условиях, где нет сильных, отвлекающих внимание побочных раздражителей.
3. Длительное сосредоточение внимания клиента на чем-то таком, что должно усилить внушающий эффект. Это может быть какой-то предмет, его деталь, монотонно, но достаточно убедительно звучащий голос психолога, слабое музыкальное сопровождение.
4. Использование некоторых специальных расслабляющих приемов наподобие тех, с которыми мы уже познакомились, касаясь методики аутогенной тренировки. Особенно важную роль играют повторения слов, фраз, плавные, однообразные, ритмические движения руками.
Для лучшего понимания психологического состояния клиента и для более существенного психологического воздействия при консультировании используются следующие приемы:
1. Зеркализация. Этот прием состоит в том, что в беседе с клиентом психолог копирует, незаметно повторяет его движения: позы тела, жесты, мимику, паралингвистические компоненты речи. Прием помогает психологу идентифицировать себя с клиентом, глубже понимать и осознавать его проблемы и психологические состояния в данный момент.
Смотрите также
Структура процесса обучения и особенности его этапов
Обучение — это целенаправленный,
систематический и организованный процесс формирования и развития у социальных субъектов качеств,
необходимых им для выполнения каких-либо функций. Обучение включает ...
Полынь Волосовидная – Artemisiaaustriaca capillaries
Растет по склонам гор, в ущельях, на
полях и по берегам рек на Дальнем Востоке, в частности на Сахалине и Камчатке. ...
Стадии и этапы сердечно-легочной и церебральной реанимации
По П. Сафару [1997] при
проведении реанимации выделяется 3 стадии и 9 этапов.
Стадия I —
элементарное поддержание жизни. Состоит из трех этапов:
A (airway open)
— восстановление проходимости
...