Вероятные причины стигматизации психически больных лиц.Материалы по медицине / Влияние психообразовательной работы среди родственников на восприятие ими душевно больных членов семей / Теоретические основы стигматизации психически больных людей / Вероятные причины стигматизации психически больных лиц.
Пациенты, имеющие психические (и другие) расстройства, подвергаются дискриминации в течение, по крайней мере, 2000 лет. Ряд авторов склонны считать, что стигматизация - это нечто гораздо большее, чем просто “наклеивание ярлыков”. Дискриминация по отношению к лицам, страдающим инфекционными заболеваниями, в прошлом, возможно, была оправданной для выживания общества, и то же самое может быть верно, и для психических расстройств в долечебную эпоху. Работодатели и страховые агенты могут проявлять дискриминацию в отношении пациентов, имеющих психическое расстройство в анамнезе, из-за реальной и юридически правомерной озабоченности невыходами на работу.
Стереотипы восприятия “безумия”, вероятно, вырабатываются в детстве и постепенно закрепляются, зачастую неумышленно, в процессе обычных социальных взаимодействий. Часто психическое заболевание воспринимается как что-то пугающее, постыдное, нереальное, надуманное и неизлечимое; психически больные характеризуются как опасные, непредсказуемые, ненадежные, нестабильные, ленивые, слабые, никчемные и/или беспомощные. В общественном сознании стигма обычно ассоциируется с теми болезнями, в которых считаются повинными сами люди. Психические расстройства часто приписывают к интеллектуальной или нравственной несостоятельности и/или наследственным факторам, для которых не существует адекватного лечения.
Таким образом, подсознательный страх - главная причина любой дискриминации психически больного. Этот страх постоянно подкрепляется сообщениями в средствах массовой информации о случаях насилия, в которых участвуют душевнобольные. Люди часто говорят о шизофрении, имея в виду не болезнь в буквальном, медицинском значении термина, а образ мыслей, который представляется им противоречивым, бессмысленным.
Если люди хотят представить чьи-то мысли и действия как особенно противоречащие здравому смыслу или являющиеся «пустой болтовнёй», то называют их шизофреническими. Для большинства людей «шизофрения» - «это заблуждение ума и души, ведущее к полному безумию, ужасу, непредсказуемости, неспособности руководить своими поступками, безответственности». Слова, обозначающие лиц с различными психическими расстройствами, или производные от них («дебил», «шизо», «идиот», «кретин», «олигофрен», «психопат» и т. п.) прочно вошли в наш лексикон и часто используются в моменты эмоциональных срывов в качестве ругательств и оскорблений. Думается, что это является ещё одним фактором стигматизации.
Появлению стигмы и отношению общества на различных исторических этапах к душевно больным людям посвящена работа А. Курбанова «Гражданско-правовые отношения в сфере психического здоровья: исторический аспект». Он пишет: «Истории известны два основных типа отношения к людям, страдающих психическими расстройствами, - отвержение и почитание. Согласно первому, деяния таких лиц признавались преступлениями, за которые следует божья кара. В памятниках права, начиная с римского, таких лиц называли «в уме лишенные», «безумные», «умалишенные», «сумасбродные», «действующие в припадке болезни, приводящей в умоисступление или совершенное беспамятство», «душевнобольные и слабоумные» и даже «одержимые бесом», «беснующиеся», «скудоумные», «юродивые», «под видом изумления бываемые» и «лунатики (сонноходцы)».
На всех этапах развития государственности существовал институт общественного призрения душевнобольных. Характер его законодательного регулирования был обусловлен отношением - государства, общества к душевнобольным, степенью понимания причин возникновения и форм проявления психических расстройств. Организация общественного призрения определялась уровнем развития общественных отношений, сословными различиями и накоплениями, естественнонаучными знаниями и материальными возможностями государства. Исходным началом служило положение, согласно которому «на государстве лежит обязанность покровительствовать, а в случае нужды и помогать существованию всем, кто по своему умственному состоянию не способен исполнять требования общественного порядка». При этом государство отделяло призрение душевнобольных от призрения других категорий граждан, например, малолетних или лиц с физическими недостатками. Это было связано с необходимостью совмещать процесс лечения и специального врачебного наблюдения с целью охраны, как самого душевнобольного, так и общества от опасных проявлений болезни.
В трагический период позднего средневековья считалось, что психическая болезнь есть божье наказание. Распространение христианства в средние века несло с собой идеи гуманности, благотворительности и вызвало к жизни систему монастырского призрения душевнобольных. Однако факты свидетельствуют и о противоположном подходе к таким больным представителей власти и духовенства: они принимали душевнобольных за колдунов и лиц, угрожающих господствующему строю, применяли к ним жесткие меры наказаний. Множество экзальтированных помешанных были сожжены на кострах для предотвращения воображаемой опасности».
Смотрите также
Медикаментозное улучшение реологических свойств крови
Используя
реологически активные лекарственные препараты (реополюглюкин, курантил, трентал
и др.), а также нормоволемическую гемодилюцию следует стремиться сделать кровь
более текучей и менее вязкой ...
Полынь каменная
Настой надземной части пьют при
потере аппетита, от головной боли, при сердечных приступах (припадках) и кашле.
В Забайкалье, замазав горшок свежесорванной измельченной травой, ставят в печь,
получ ...
Фоновое облучение человека
Фоновое облучение человека состоит из
облучения естественными и искусственными источниками.
Первый компонент фона в свою очередь имеет две составляющие:
естественный фон и техногенный радиа ...