Открытие стадий интеллектуального развития ребенкаМатериалы по медицине / Учение Жана Пиаже об интеллектуальном развитии ребёнка / Открытие стадий интеллектуального развития ребенкаСтраница 7
Стадии -- это ступени или уровни развития, последовательно сменяющие друг друга, причем, на каждом уровне достигается относительно стабильное равновесие. Пиаже не раз пытался представить интеллектуальное развитие ребенка как последовательность стадий. Уже в ранних работах развитие интеллекта рассматривалось им как смена стадий аутизма, эгоцентризма и социализации. В более поздних работах речь уже шла о четырех, иногда шести стадиях. И лишь в работах, где Пиаже давал обзор своего учения, картин развития приобрела более определенные и устойчивые черты.
Процесс развития интеллекта, согласно Пиаже, состоит из трех больших периодов, в течение которых происходит зарождение становление трех основных структур. Сначала формируются сенсомоторные структуры, то есть системы обратимых действий, выполняемых материально и последовательно, затем возникают достигают соответствующего уровня структуры конкретных оперг ций -- это системы действий, выполняемых в уме, но с опорой tвнешние, наглядные данные. После этого открывается возможное для формирования формальных операций. Это период становления формальной логики, гипотетикодедуктивного рассуждения. Классификация стадий развития интеллекта Период Подпериод Стадии Возраст I. Сенсомоторный интеллект А. Центрация на собственном теле 1. Упражнение рефлексов 0--1 нес. 2. Первые навыки и первые круговые реакции 1--4,5 мес. 3. Координация зрения и хватания. Вторичные круговые реакции 4,5--8-9 мес В. Объективация практического интеллекта 4. Дифференциация средства и цели. Начало практического интеллекта 8-9-11-12 мес. 5. Дифференциация схем действия благодаря третичным круговым реакциям.Появление новых средств для достижения цели 11-12-18 мес 6. Начало интериоризации схем и решение некоторых проблем путемдедукции 18-24-мес. II Резентативныи интеллект и конкретные операции А. Прсдоператорный интеллект 1. Появление символической функции Начало интериоризации схем действия 2--4 года 2. Интуитивное мышление, опирающееся на восприятие 4--6 лет 3. Интуитивное мышление, опирающееся на более расчлененныепредставления 6--8 лет В. Конкретные операции 4. Простые операции (классификация, сериация, взаимнооднозначноесоответствие) 8--10 лет 5. Система поераций (система координат, проективные понятия) 9--12 лет III. Репрезентативный интеллект и формальные операции А. Становление формальных операций 1. Гипотстикодедуктивная логика и комбинаторика 12--14 лет В. Достижение формальных операций 2. Структура "решетки" и от группа четырех трансформаций (INRC) от 13 14 лет
I -- прямая операция, N -- обратная операция, R -- операция рсципрокности С -- коррелятивная операция или отрицание реципрокности
Развитие, по Пиаже,-- это переход от низшей стадии к высшей. Предыдущая стадия всегда подготавливает последующую. Так, конкретные операции служат основой формальных операций и составляют их часть. В развитии происходит не простое замещение низшей стадии высшей, а интеграция ранее сформированных структур; предшествующая стадия перестраивается на более высоком уровне.
Каждая стадия характеризуется своей специфической структурой, но все стадии имеют общие функциональные механизмы. Для характеристики структур, свойственных периодам развития, Пиаже использовал логическую модель. Он обращался к языку логики классов и отношений. Однако сам Пиаже говорил, что, когда психолог производит подсчет вариаций или использует формулы факторного анализа, он не делается математиком, а остается психологом. Пиаже подчеркивал, что при анализе структур речь идет не об измерении, а о выявлении качественных характеристик интеллекта на разных ступенях развития. Логическая модель использовалась им только как инструмент анализа психологической реальности.
Для характеристики функционального механизма развития Пиаже применял модель взаимодействия и единства двух функций ассимиляцииаккомодации, взятую им из биологии. Всякое действие - (движение, мышление, чувство) отвечает некоторой потребности.
Ребенок не выполняет действия, если у него нет движущей силы, а эта движущая сила выражается всегда в форме потребности. Потребность, согласно Пиаже, возникает тогда, когда чтолибо внутри или вне нас изменилось и когда нужно перестроить поведение в зависимости от этой перемены. Действие заканчивается, как только потребность удовлетворяется, как только восстанавливается равновесие между новым фактором, вызывающим потребность, и нашей психической организацией. Новый акт поведения ведет не только к восстановлению равновесия, но, главное -- к более стабильному равновесию между ассимиляцией и аккомодацией.
Смотрите также
Психическая напряжённость и её влияние на деятельность
...
Инфекционные болезни влагалища
...
Заключение
Проведение с
родственниками психообразовательной работы средним медицинским персоналом
изменило их отношение к психически больным членам семьи.
Родственники стали более
осведомленными в области ...