Теория у - Син (пяти элементов )Материалы по медицине / Восточная медицина. Мировоззрение и практика / Филосовская основа медицины древнего Китая / Теория у - Син (пяти элементов )Страница 1
Древние медики пришли к теории Пяти Элементов, исходя из философского учения ИНЬ - ЯНЬ.
Согласно представлениям древнекитайских врачевателей, в Природе существуют Пять Элементов, из которых состоит все и вся. Каждый предмет в Природе так или иначе относится к одному из указанных Пяти Элементов и содержит в своем составе четыре основных остальных в определенной, индивидуально-специфической пропорции.
Взаимоотношения между Пятью Элементами , строящиеся на математически строгих правилах (“порождение и подавление”), использовались целителями древности для объяснения, для вдумчивого овладения законами взаимопревращения веществ и процессов, для описания многообразных качественных и количественных взаимопереходов различных субстанций и сил одна в другую, для подробного ознакомления с внутренними взаимосвязями и структурами взаимоотношений Пяти Первоначал.
Идея единства и взаимопревращения Пяти Элементов используется в китайской традиционной медицине, к примеру, для классификации частей организма, определения выражений и признаков различных сторон физиологии , уяснения природы и специфики различных патологических симптомов и целых патологических функциональных комплексов. И все это рассматривается как в пределах самого организма, так и при анализе взаимоотношений между организмом пациента и явлениями внешней среды (разрушительными или исцеляющими)
Были выделены понятия “крайней противоположности” ИНЬ-ЯНЬ: ночь, зима, север - крайнее ИНЬ; день, юг - крайнее ЯНЬ, и “переходной противоположности”: переходное ИНЬ - вечер, осень, запад; переходное ЯНЬ - утро, весна, восток. Эти состояния отображаются последовательно, циклично.
Вселенная как целое и каждое отдельное живое существо как индивидуальные организмы состоят из одних и тех же Первоэлементов. Законы превращения и связи между Элементами едины и для Мироздания, и для биосферы, и для каждого живого организма. Именно это самое единство и составляет главное преимущество стихиальной модели анализа процесса жизнедеятельности организма. Космос и организм человека - Микрокосмос - подобны и по сути, и по субстанции, и по механизмам становления и развития !
Взаимные отношения между Пятью Первоэлементами можно представить в виде цикла качественного превращения различных энергий. Единая энергия непрерывно движется и преобразует свои проявления в различные формы, включающие в себя все частные, относительные явления. Эти явления, рассматриваемые как переходные стадии процесса преобразования энергии, можно классифицировать на пять основных “этапов преобразования”, занимающих промежуточное положение между ИНЬ и ЯНЬ.
В дальнейшем, изучая циклы, состоящие из четырех последовательных состояний, или этапов, древние ученые обобщили их и присвоили каждому из них символ. Под ним подразумеваются следующие обобщения:
-“ дерево” - символ рождения, возрастания;
-“огонь” - символ максимальной активности;
-“металл” - символ упадка;
-“вода” - символ минимальной активности.
Все четыре символа древние называли элементами основных этапов каждого цикла. К этим элементам они еще добавляют пятый элемент, который по их воззрению служит центром и осью для циклических изменений во всем мироздании. Этот элемент - Земля.
Теория Пяти Элементов основывается, таким образом, на учении о взаимопревращении ИНЬ и ЯНЬ, но анализ взаимопереходов и взаимоподавления Начал ведется на более глубоком уровне. Все пять движений , или Первоэлементов, связаны непосредственно с “ органами” человеческого тела, которые также взаимозависимы. Как и во всей Природе (в согласии с ритмом движения энергии ) в определенное время доминирует определенный Элемент, так и в организме человека в определенные периоды доминирует один из “органов”.
“Орган” в древнекитайской модели организма человека - это не только анатомическая структура. “Орган” - это целостная функциональная система, включающая самые различные процессы, тесно связанная с психическими состояниями.
Данная схема организации Вселенной была объявлена универсальной, т.е. ее элементы могли быть распространены не только на целое (Вселенная ), но и на составные части этого целого. Исходя из постулата универсальности, представители древневосточной медицины перенесли эту схему организации Вселенной на живые существа, в том числе на человека, проведя соответствие между пятью элементами и каждой составной частью человека, каждой физиологической функцией. Они же разделили все явления природы соответственно пяти элементам.
ТАБЛИЦА СООТВЕТСТВИЙ
Дерево |
Огонь |
Земля |
Металл |
Вода | |
Цвет |
Зеленый |
Красный |
Желтый |
Белый |
Черный |
Вкус |
Кислый |
Горький |
Сладкий |
Острый |
Соленый |
Процесс развития |
Возрастание |
Кульминация |
Центр |
Упадок |
Покой |
Сезон |
Весна |
Лето |
Конец лета |
Осень |
Зима |
Орган |
Печень |
Сердце |
Селезенка |
Легкие |
Почки |
Секрет |
Слезы |
Пот |
Слюна |
Мокрота |
Моча |
Ткань |
Мышцы |
Сосуды |
Соединительная ткань |
Кожный покров и волосы |
Кость |
Органы чувств |
Глаза |
Язык |
Рот |
Нос |
Уши |
Психика |
Гнев |
Радость |
Размышление |
Тоска |
Страх |
Планета |
Юпитер |
Марс |
Сатурн |
Венера |
Меркурий |
Смотрите также
Фармакогкостический анализ видов полыни
...
Низкочастотные магнитные поля
Этот метод, при котором на организм человека
воздействуют постоянным, пульсирующим или переменным магнитным полем.
Воздействие низкочастотным магнитным полем на больных с
различн ...
Полынь горькая
В эксперементе сумма
сесквитерпеноидов способствует стабилизации иммунных реакций.
Фармакологические свойства. Раздражая
окончания вкусовых нервов в полости рта, действующие вещества полыни
рефл ...