Структура процесса обучения и особенности его этаповМатериалы по медицине / Теория и методика физического воспитания и спорта / Основы теории и методики обучения
двигательным действиям / Структура процесса обучения и особенности его этапов
Обучение — это целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у социальных субъектов качеств, необходимых им для выполнения каких-либо функций. Обучение включает в себя учение и преподавание.
Учение — это деятельность обучаемого по овладению знаниями, умениями и навыками. Преподавание — это педагогическая деятельность учителя по организации и управлению учебной деятельностью занимающихся.
Весь процесс обучения двигательным действиям включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики:
1. Этап начального разучивания. Цель — сформировать у ученика основы техники изучаемого движения и добиться его выполнения в общих чертах.Основные задачи: 1)Сформировать смысловое и зрительное представления о двигательном действии и способе его выполнения, 2) создать двигательные представления по основным опорным точкам путем освоения подводящих упражнений 3) Добиться целостного выполнения двигательного действия в общих чертах, 4) Предупредить или устранить значительные искажения в технике двигательного действия. Решение этих задач осуществляется поочередно.
В зависимости от особенностей и сложности техники действия, подготовленности занимающихся, действие разучивается по частям или в целом. Здесь применяют подводящие упражнения в условиях, облегчающих выполнение движений.
На этапе начального разучивания наиболее типичны следующие двигательные ошибки: а) лишние движения; б) искажение движения по амплитуде и направлению; в) нарушение ритма двигательного действия; г) закрепощенность движения. Основной путь исправления ошибок: показать правильное исполнение и предоставить ученику дополнительные попытки овладеть правильным способом выполнения.
Продолжительность этапа начального разучивания двигательного действия зависит от: 1) степени сложности техники изучаемого действия; 2) уровня подготовленности занимающихся; 3) их индивидуальных особенностей; 4) возможности использовать положительный эффект переноса навыков.
2. Этап углубленного разучивания. Цель — сформировать полноценное двигательное умение. Основные задачи.:1)Уточнить действие во всех основных опорных точках как в основе, так и в деталях техники, 2)Добиться целостного выполнения на основе сознательного контроля пространственных, временных и динамических характеристик техники. 3)Устранить мелкие ошибки в технике, особенно в ее основном звене.
Комплекс средств: 1)Применяются упражнения для укрепления мышечной системы и всего организма с учетом особенностей изучаемого двигательного действия. 2)Используются подводящие упражнения, которые подготавливают к освоению основного действия путем его целостной имитации либо частичного воспроизведения в упрощенной форме. 3) Длительность применения подводящих упражнений зависит от сложности разучиваемого двигательного действия и подготовленности занимающихся. В применении подводящих упражнений не должно быть перерывов. Эффективность использования различных упражнений достигается при четком соблюдении следующих моментов: а) цели и задачи упражнения; б) структурная взаимосвязь с основными двигательными действиями; в) дозирование упражнений; г) контроль и самоконтроль выполнения.
3. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования. Цель — двигательное умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования. Основные задачи: 1) Добиться стабильности и автоматизма выполнения двигательного действия. 2) Довести до необходимой степени совершенства индивидуальные черты техники, 3)Добиться выполнения двигательного действия в соответствии с требованиями его практического использования, 4)Обеспечить вариативное использование действия в зависи мости от конкретных практических обстоятельств.
Эти задачи могут решаться как одновременно, так и последовательно, так как все они тесно взаимосвязаны.
На этом этапе увеличивается количество повторений в обычных и новых, непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гибкий навык.
Смотрите также
Гормональная регуляция обмена углеводов при мышечной деятельности
...
Иммуномоделирующие средства
Иммуномоделирующими
средствами являются препараты химической или биологической природы, способные
модулировать (стимулировать или подавлять) реакции иммунитета в результате
воздействия на иммуноком ...
Влияние на здоровье алкоголизма, табакокурения, наркомании
...