Основы формирования двигательного навыкаМатериалы по медицине / Теория и методика физического воспитания и спорта / Основы теории и методики обучения
двигательным действиям / Основы формирования двигательного навыка
Овладение двигательным действием осуществляется в следующей методической последовательности.
1. Формирование у занимающихся положительной учебной мотивации — совокупности стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведение. Преподаватель, приступая к обучению своих учеников, должен побудить их к сознательному, осмысленному отношению к предстоящему овладению новыми двигательными действиями.
2. Формирование знаний о сущности двигательного действия. Знания формируются на основе наблюдения за выполнением действия и прослушивания сопровождающего показ комментария, цель которого — выделить в этом действии те элементы, от которых зависит успех его выполнения.
3. Создание полноценного представления об изучаемом движении Эти представления должны включать: 1)зрительный образ двигательного действия; 2) смысловой образ, основанный на знании из рассказа; 3) двигательный образ, создаваемый на основе уже имеющегося у ученика двигательного опыта
4. Освоение изучаемого двигательного действия в целом. К выполнению двигательного действия в целом приступают тогда, когда сформированы необходимые знания и представления. При завершении попытки выполнить действие следуют анализ и оценка его выполнения и постановка задач по совершенствованию действия при следующей попытке.
Двигательное действие, сформированное путем многократного повторения и доведенное до автоматизма, переходит в двигательный навык.
При формировании двигательного навыка в центральной нервной системе последовательно сменяются три фазы протекания нервных процессов (возбуждения и торможения):
Первая фаза - объединение отдельных элементов движения в целостное действие, характеризуется иррадиацией нервных процессов с генерализацией ответных реакций и вовлечением в работу многих мышц.
Вторая фаза - концентрация возбуждения, улучшение координации, устранением излишних движений. После неоднократных повторений нервные процессы в коре головного, мозга постепенно локализуются в тех центрах, которые непосредственно обеспечивают выполняемое движение, а соседние центры как бы «выключаются». Здесь ужё можно говорить о сформированном двигательном умении.
Третья фаза характеризуется стабилизацией, высокой степенью координации и автоматизации движений. Фактически здесь в полной мере проявляются все признаки двигательного навыка.
Формирование двигательного навыка протекает в соответствии с рядом законов:
1. Закон изменения скорости в развитии навыка. Навык формируется не только постепенно, но и неравномерно. Неравномерности: а) в начале обучения - сравнительно быстрое овладение действием, а затем качественный прирост навыка замедляется. б) в начале обучения качественный прирост навыка незначителен, а затем он резко возрастает - обучение относительно сложным действиям
2. Закон «плато» (задержки) в развитии навыка. Длительность задержки в развитии навыка может быть самой разнообразной. Она обусловлена двумя причинами: а) внутренней, протекание незаметных приспособительных изменений в организме, которые лишь со временем переходят в заметные качественные улучшения навыка; б) внешней, вызванной неправильной методикой обучения или недостаточным уровнем развития физических качеств.
3. Закон угасания навыка. Он проявляется, когда длительное время не повторяется действие. Угасание навыка происходит, по степенно, но полностью не исчезает, сохраняется сравнительно долго, и после повторений он быстро восстанавливается.
4. Закон отсутствия предела в развитии двигательного навыка. Совершенствование двигательного действия практически продолжается на протяжении всего времени занятий в избранном направлении физического воспитания.
5. Закон переноса двигательного навыка. В физическом воспитании и спорте проявляется положительный и отрицательный перенос навыков.
Положительный перенос — взаимодействие навыков, когда ранее сформированный навык способствует, облегчает и ускоряет процесс становления нового навыка.
Отрицательный перенос — взаимодействие навыков, когда уже имеющийся навык затрудняет образование нового двигательного навыка. Отрицательный перенос вызывается распространением возбуждения по коре головного мозга, недостаточно развитым, дифференцировочным торможением в центральной нервной системе.
Отрицательное взаимодействие навыков можно в значительной мере снизить или вообще устранить, если преподаватель указывает ученику те основные опорные точки, в которых нежелателен перенос, а ученик осознанно их отрабатывает.
Смотрите также
Терапия больных с соматоформными расстройствами
...
Заключение
Проведение с
родственниками психообразовательной работы средним медицинским персоналом
изменило их отношение к психически больным членам семьи.
Родственники стали более
осведомленными в области ...
Сальмонеллез
...